Конечно, первое на что стоит обратить внимание при выборе винта — его совместимость с вашим мотором. На это влияют диаметр ступицы и количество шлицов (ширина шпонки, если у вас шпоночная посадка), - если они совпадают с вашим мотором, то винт встанет.
Впрочем, вы скорее найдете список совместимых двигателей, чем диаметр ступицы, так что по большому счету, вам необходимо знать только марку мотора.
С этим разобрались, теперь переходим к самому интересному — шаг и диаметр.
Рядом с винтом (на коробке, на сайте, где вы его купили, может быть на самом винте) всегда есть три цифры, первая из которых обозначает количество лопастей, вторая – диаметр окружности, описываемой лопастями, а третья – шаг, то есть расстояние, пройденное винтом за один оборот. К примеру, маркировка 3x9-1/4x12 означает, что у винта 3 лопасти, его диаметр 9,25 дюйма (да, практически всегда это именно дюймы, а не миллиметры), и за один идеальный оборот он проходит 12 дюймов. После этих трех цифр иногда еще ставят букву R или L – они обозначают правое (right) и левое (left) вращение винта. Разницу между винтом правого и левого вращения вы вряд ли ощутите, но важно понимать – если у вас стоял винт правого вращения, значит вал вашего мотора вращается вправо, и левый винт приведет к тому, что на переднем ходу вы пойдете назад.
Но главное при выборе винта — обороты двигателя на максимальном газу. Если обороты при гашетке «в пол» находятся в пределах рекомендуемых для вашего двигателя, то такой винт, как говорят инженеры, согласован. Если максимальные обороты ниже нормы, то по той же инженерной терминологии, винт гидродинамически тяжел, если выше — легок. При этом, то что винт согласован, вовсе не значит, что он тот самый единственный — согласованных винтов бесконечное множество, и правильно изменяя параметры, можно, оставив согласованность, добиться выхода на глиссер при полной загрузке или просто увеличить скорость.
К счастью для этого не нужно быть инженером, достаточно знать несколько простых вещей.
Увеличивая диаметр или шаг, вы увеличиваете сопротивление, тем самым уменьшая максимальные обороты, которые может выдать двигатель. И наоборот — при уменьшении диаметра и шага, максимальные доступные двигателю обороты будут повышаться (в пределе, минимальный диаметр и минимальный шаг - у пустого вала, так пустой вал будет крутиться будь здоров!).
Один дюйм шага отвечает примерно за 200 оборотов в минуту, для диаметра же достаточно 0,5 дюйма, чтобы ответить за те же 200. При этом, говоря простым языком, диаметр отвечает за тягу, а шаг за скорость.
Предположим, что вы часто ходите с друзьями, и при загрузке в несколько человек обороты при полностью выжатой ручке ниже нормы на 600, а катер не выходит на глиссер. Это означает, что ваш винт «гидродинамически тяжелый» и ему не хватает тяги. Для вашего судна это скоростной винт — он будет идеально работать без нагрузки, выдавая большую скорость. А чтобы добиться выхода на глиссер груженого катера, нужно уменьшить шаг, как бы переведя скорость в тягу, необходимую для выхода из водоизмещающего режима. Поскольку обороты ниже на 600, шаг нужно уменьшить на три дюйма — такой винт будет для вас грузовым. Кстати, хорошей морской практикой считается наличие на катере запасного винта, который как раз и пригодится при изменившихся условиях.
Что насчет количества лопастей? Тут все еще проще. В сравнении с трехлопастным винтом, двухлопастной даст больший КПД, но и значительно большую вибрацию, которая будет заметнее с каждой лошадиной силой, поэтому винты с двумя лопастями ставят только на небольшие моторы. Четырехлопастной меньше вибрирует и всегда «тяжелее» трехлопастного, поэтому, как правило, используется для увеличения тяги.
Под конец пара слов о материалах. Сталь прочнее алюминия, это позволяет сделать лопасти тоньше и острее на кромке, а это увеличивает КПД и дает бОльшую скорость. Стальной винт дольше прослужит и более ремонтопригоден, но (помимо цены) есть один минус — при ударе стальным винтом вероятность повредить редуктор выше. Композитный пластик дешевле алюминия, и наверняка спасет ваш редуктор при ударе. Но ремонтировать такой винт невозможно, поэтому у композитных винтов съемные лопасти, которые можно заменить. Это довольно удобно, но доступность лопастей как по цене, так и по наличию оставляет желать лучшего.
Так или иначе, какой винт будет двигать ваше судно — решать вам. А если возникнут вопросы, звоните, пишите, приходите лично — мы всегда поможем!
Посмотреть винты можно категории "гребные винты"
Внятно рассказали, полегчало!